СЛАВЯНСКИЙ БОГ ПЕРУН. ВЕРХОВНЫЙ БОГ ДРЕВНЕЙ РУСИ, БОГ ГРОМА И МОЛНИИ, БОГ ВОИНОВ Основные атрибуты Перуна: 1. Возвышенное место. По летописи, Владимир соорудил новую капь Перуна с серебряною головою и золотыми усами, и поставил его близ теремного двора, на священном холме. Связь Перуна с горой, холмом отмечена во многих письменных источниках. Кроме того, по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей, происходящих от этого имени: Perun в Истрии, взгорье Реrynа и др. Любопытный материал мы можем найти в одном из моравских диалектов: perunek "горный дух". 2. Дуб или лес. Как указывают В.В.Иванов и В.Н.Топоров, “гору и лес в качестве атрибутов можно считать взаимозаменяемыми, равнозначными элементами”. Семантическое отношение гора = лес широко распространено сегодня в славянских языках. Так в сербохорватском языке гора означает собственно 'гора' и 'лес', в болгарском гора = "лес", а в ряде русских диалектов термин дубрава имеет значение "возвышенность, заросшая лесом". 3. Гром и молния. В подтверждение этому существуют нарицательные существительные, встречающиеся в украинском, белорусском и других славянских языках, а также данные из белорусского фольклора, где Перун побивает своим оружием (молнией) змеевидного врага, последовательно прячущегося от него в дереве, камне, человеке, животном, воде. 4. Лук и стрелы. В Полесье до сих пор верят, что молния – это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень. 5. Палица. "Онъ же поплове сквозѣ Велии мостъ, верже палицю свою на мостъ и рече: «На семъ мя поминаютъ Новгородьскыя дѣти». Еюже нынѣ безумнiи убивающиеся утѣху творять бѣсом. И заповѣда нiкомуже нигдѣже не переяти его.". 6. Четверг. У полабских славян четверг так и назывался «Перунов день». Вообще почитание четвёртого дня недели днём громовника – распространённая тенденция в индоевропейской традиции, а иногда и за её пределами. Славянский Перун, литовский Перкунас, индийский Индра, римский Юпитер, даже вавилонский Мардук – яркие тому примеры. После крещения Руси, в эпоху "двоеверия" Перун почитался под именем "св. Илья". "По всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее — оленя), известные под названием "мольбы", "жертвы", "мирские складчины", "братчины", "быкобои". Ритуал состоял в следующем: в Ильин день крестьяне одного села или деревни или нескольких окрестных сгоняли к церкви рогатый скот, где священник окроплял все стадо "святой" водой. После торжественной обедни выбранное "всем миром" и купленное на собранные в складчину деньги животное закалывали. Выбор "моленного" животного имел локальные традиции: в Пудожском у. Олонецкой губ. в жертву приносился "нехолощенный" бык красной масти для того, чтобы Илья дал ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба ; в Калужской губ. приводили молодых барашков, в Вятской — баранов и овец, которых называли "ильинчики"; в Пермской быка или теленка и т.д. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный человек из собравшихся, иногда подобное действие производил колдун; заклание происходило специальным длинным ножом — "священным" под колокольный звон. Мясо варили в общем котле, делили по числу присутствующих и раздавали им за деньги, идущие потом в пользу церкви. Кровь жертвенного животного собирали и мазали глаза и лоб, а детям — щеки, чтобы здоровье и крепость животного передались человеку. В некоторых местах жертвоприношение совершалось в крестьянских дворах, а в церковь приносились уже печеные и жареные козьи и бараньи головы с горохом или говяжьи ляжки. Для ильинской "мольбы" варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей деревни. Варка пива либо сопровождала трапезу с жертвенным мясом, либо была самостоятельным событием, являясь магическим аграрным действием. Ильинские братчины устраивались каждый год в разных деревнях, либо в одной и той же, где он был престольным или обетным. Происходила трапеза на улице, угощались не только жители деревни, их гости, но и нищие, собиравшиеся со всех окрестных мест. В день праздника в деревню приносили из церкви икону Ильи-пророка, служили молебны (отсюда название "мольбы"). Организаторами Ильинской братчины, в отличие от многих других общественных праздников, были мужчины — они участвовали в приготовлениях к коллективному пиршеству и им же принадлежала основная роль в его проведении. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами, песнями. Во время праздничных гуляний исполнялся обычай: выходили с чурками (поленьями) за околицу, нападали на первого встречного и били его, совершая таким образом "обряд защиты жатвы от тайной порчи, связанной с верой в дух зерна".". Автор: В. Карнач (по материалам Е. Левкиевской, О. Барановой, А. Ишутина).